IATA
Круглосуточная поддержка клиентов: +38 067 555 07 70 | Ваш отдых начинается с визита к нам!

Авиакомпании ждут обещанной правительством отмены НДС на рейсы по Украине: подешевеют ли авиабилеты?

Правительство вновь пообещало избавить украинские авиакомпании от выплаты НДС на внутренних рейсах, что должно уменьшить стоимость авиабилетов. Однако если четыре года назад речь шла об отмене НДС, то сегодня только о снижении. Впрочем, даже эту налоговую уступку власти в итоге решили не делать. Рассказываем почему.

В конце 2021 года правительство вновь вышло на диалог с авиаперевозчиками, выполняющими рейсы по Украине, с тем чтобы отменить для них НДС. Из-за налога авиабилеты на внутренние рейсы часто были дороже международных, ведь на них НДС не начисляют. Поэтому снижение или даже отмена НДС на внутренних рейсах — обычная практика большинства европейских стран.  

Украинские министры инфраструктуры, начиная с Бориса Колесникова, неоднократно заявляли о том, что они не против отменить НДС на внутренних рейсах и даже обещали сделать это. По их мнению, эта мера будет способствовать оживлению рынка внутренних авиаперевозок, который у нас сегодня скорее мертв, чем жив. Оживить за счет снижения стоимости билетов на 20%. Но за 10 лет дальше обещаний дело так и не сдвинулось.


Смотрите также: табличка на будинок

Ноябрьская встреча шести украинских авиаперевозчиков, которые выполняют рейсы по стране, с представителями Кабмина вновь дала авиакомпаниям надежду. Притом что власти пообещали не отменить НДС, а снизить до 7%. Но соответствующий законопроект в Верховной Раде 27 января в очередной раз с треском провалили. Рассказываем, на сколько могли бы подешеветь авиабилеты по Украине из-за уменьшения НДС и когда это наконец может произойти. 

Дешевые авиабилеты из Киева по Украине: почему для них важно отменить/снизить НДС

В большинстве европейских стран НДС на внутренние рейсы снизили или и вовсе отменили уже давно, вскоре после введения безвизового режима. Дело в том, что в Европе очень много региональных аэропортов. Пассажиры обнаружили, что купить билет внутри страны с учетом НДС дороже, чем, скажем, в пограничный город другой страны и оттуда уже добраться до точки назначения на авто.

«Пассажиры активно пользовались этим, соответственно, национальные перевозчики были в убытке. Поэтому в большинстве европейских стран ставку НДС для внутренних рейсах стали уменьшать», — рассказывает авиационный эксперт, руководитель Института менеджмента и стратегий Богдан Долинце.

В Украине ситуация аналогичная, за исключением того, что большого количества региональных аэропортов у нас нет, поэтому украинцам дешевле летать за границу. Ведь международный рейс для авиакомпании означает экспорт услуги, что позволяет возмещать НДС.

«Но внутри страны НДС есть, а значит, внутренние рейсы дороже, чем в аэропорту страны, расположенного вблизи от ее границы с нами. Это создает неравные условия на фоне общего авиационного рынка с ЕС», — добавляет Долинце.

С этим согласен генеральный директор авиакомпании Bees Airline Евгений Хайнацкий. В интервью Delo.ua он рассказал, что билет на рейс, например, Киев — Бургас (Болгария), сегодня дешевле, чем на рейсе Киев — Одесса. Хотя в Бургас лететь дальше.

Как власти обещают отменить НДС и не выполняют обещание

Впервые о том, чтобы отменить для авиакомпаний, летающих по Украине, НДС заговорил еще Борис Колесников, который возглавлял Министерство инфраструктуры в правительстве Виктора Януковича в 2012 году. Но не сложилось.

В 2018 году новый министр инфраструктуры Владимир Омелян снова заговорил об этой мере и даже сообщил, что в Кабмине совместно с народными депутатами уже прорабатывают возможность отмены 20% налога на добавленную стоимость для авиарейсов внутри страны. Но снова не получилось.

Следующий министр инфраструктуры Владислав Криклий заговорил о необходимости этой меры на заре своей политической карьеры — в 2019 году. Он рассчитывал, что соответствующий законопроект №2425 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно содействия развитию рынка внутренних перевозок авиационным транспортом» Верховная Рада рассмотрит до конца того же года. Но не сложилось. 

В марте 2021 года Криклий снова заговорил о целесообразности введения нулевой ставки на внутренних рейсах. Но через два месяца его отправили в отставку. 

Нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков также неоднократно заявлял, что НДС на внутренних рейсах будут менять. Премьер-министр Денис Шмыгаль даже поручил разработать соответствующий законопроект, который поможет восстановиться всему авиарынку.

Впрочем, уже в конце прошлого года, 25 ноября, на форуме «Большое строительство. Авиация и туризм» Кубраков сообщил, что теперь речь идет не об отмене НДС, а о его снижении. И не навсегда, а до конца 2024 года.

«По предложению нашего авиационного комитета идет обработка снижения ставки НДС для внутренних рейсов. Компромиссным вариантом является установление ставки НДС на уровне 7%», — объяснял тогда глава МИУ.

По словам Евгения Хайнацкого, накануне этого правительство действительно вышло на диалог с перевозчиками по поводу НДС. Тогда в Кабмине состоялась встреча с шестью украинскими перевозчиками, которые выполняют внутренние рейсы. 

«Там мы пришли к консенсусу по уменьшению ставки НДС. Я верю правительству, поэтому надеюсь, что соответствующий законопроект примут. Но остается вопрос, какую ставку определили. 7%? Окей, мы подстроимся под это. Но если сегодня 7%, а завтра 12%, мы не подстроимся», — рассказал Хайнацкий в интервью Delo.ua.

Как провалили последнее голосование за снижение НДС для авиаперевозок по Украине

27 января в Верховной Раде действительно голосовали за снижение ставки НДС для авиакомпаний. Правда, она была прописана не отдельным законопроектом, а поправкой к уже существующему, никак не связанному с авиаперевозками и транспортом вообще — №5719 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о зачислении акцизного налога от реализации субъектами хозяйствования розничной торговли табачных изделий».

После доработки для голосования во втором чтении в нем появилась неожиданная поправка: «Временно, до 31 декабря 2024 года, операции по предоставлению услуг воздушного транспорта по внутренней перевозке пассажиров и багажа облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 7%».

Точно такая же поправка появилась и в другом законопроекте, который должны были голосовать в тот же день — №5090 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно урегулирования бюджетных отношений при реализации договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, в том числе концессионных договоров». Впрочем, там прописали и сроки вступления поправки в силу — с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования закона №5090.

По мнению эксперта, если исходить из того, что снизить НДС правительство предлагает до конца 2024 года, после эффективность этой меры будут пересматривать. Если окажется, что снижение НДС пошло на пользу и рынку, и бюджету, ставку НДС могут сохранить на уровне 7% или даже снизить до 5%. Однако пока об этом говорить все равно рано, ведь последнее голосование по этому поводу в Верховной Раде по традиции провалили.

Источники: «Дело»